Алекс Уинтер, прославившийся в своё время как напарник Киану Ривза по серии кино- и телефильмов о Билле и Теде, взялся снимать документальную картину о файлообменной сети Napster, перевернувшей когда-то всю музыкальную индустрию.
В далёком 1999-м году 18-летний подросток по имени Шон Фэннинг (на фото) решил, что ему неудобно меняться с друзьями музыкой посредством чатов вроде IRC, и набросал программку, получившую название Napster, значительно упрощающую эту процедуру. Технология «peer-to-peer» позволяла с одной стороны получить доступ к любой фонотеке любого пользователя, подключившегося к системе, а с другой — соединяла «получателя» и «дарителя» напрямую, минуя центральный сервер.
Буча началась тогда, когда воротилы шоу-бизнеса осознали масштабы катастрофы. Памятна и показательна в этом смысле история с группой Metallica, чей незаконченный (!) сингл «I Disappear» обнаружили в ротации нескольких американских радиостанций за месяцы до официального релиза. Ларс Ульрих инициировал расследование и с ужасом отыскал полную дискографию своего ансамбля в самом что ни на есть свободном доступе.
В нынешнюю эпоху расцвета торрентов и широкополосных интернет-каналов шок бизнесменов не выглядит столь впечатляюще, но тогда продажи CD-дисков составляли весомую долю доходов исполнителей.
Спустя два года Napster, конечно, прикрыли (а потом вновь открыли под новым соусом, впрочем, это уже совсем другая история), но затолкать джинна назад в бутылку не удалось: на смену вышли другие сети и протоколы, лишённые его недостатков и технических уязвимостей (eDonkey, BitTorrent и т. д.). Совершенно чётко выкристаллизовалась необходимость пересмотра закостенелых и архаичных бизнес-моделей. Одной из первых подсуетилась компания Apple, запустившая магазин по продаже цифрового контента iTunes.
Успех «Социальной сети» Дэвида Финчера показал наличие зрительского интереса к молодым революционерам из виртуального мира, тем более, что тема Napster'а там также задета (хоть и по касательной): Джастин Тимберлейк сыграл в ней второго сооснователя скандального файлообменника Шона Паркера.
Новая документальная лента будет сниматься Уинтером при поддержке телеканала VH1, уже заручившегося согласием обоих главных персонажей — Фэннинга и Паркера. Кроме них, свою точку зрения на события 12-летней давности поведают музыканты и представители звукозаписывающих лейблов.
Сам Алекс хочет рассмотреть вопрос максимально разносторонне и без лишней предвзятости: «Никто не хотел иметь дело с пацаном из колледжа, вся индустрия жёстко ополчилась против него и сосредоточила силы на расправу. Тёмное дело. Я понимаю Фэннинга, но могу понять, какой кошмар охватил Ларса Ульриха, когда тот услышал по радио песню, которую Metallica даже не успели до конца записать».