До завершения конкурсной программы 68-го Венецианского кинофестиваля еще несколько дней, а массовый отток пишущей и критикующей братии уже начался. Виной тому — теснящий его кинофест в Торонто: главные фестивальные смотрины заряженной на «Оскар» продукции (в прошлом году там чествовали «Король говорит!», а два года назад — «Миллионера из трущоб»). Венеция сопротивляется, выдавая новые премьеры, но народу заметно поубавилось.
Андреа Арнольд (на фото), режиссер «Аквариума» и отмеченной «Оскаром» короткометражки «Оса», представила свою новую работу — «Грозовой перевал» (Wuthering Heights). Ту, самую, что по классическому роману Эмили Бронте и где Хитклиффа изображает непрофессиональный темнокожий паренек Джеймс Хаусон (это после Лоуренса Оливье, Рейфа Файнса и Тома Харди). С британским литературным наследием Арнольд обошлась весьма радикально, создав, наверно, самую странную его версию. Сама режиссер уверяет, что деваться ей было некуда: книга Бронте слишком темная, странная и глубокая, чтобы делать из нее еще одну костюмную мелодраму. Ревизионизм Арнольд публика не оценила, пресс-показ завершился четким «Бу», хотя сев писать свои рецензии критики, как один, отмечают изумительную операторскую работу и сильную вибрацию, исходящую от нового «Грозового перевала». Не исключено, что правда за Арнольд: протащить навязшую на зубах классику в XXI век следует именно таким способом.
Вторым радикальным обращение с литературным первоисточником стала картина японского режиссера Сиона Соно «Крот» (Himizu), основанная на одноименной подростковой манге. Подросток Сумида подвергается побоям своего отца, бойцов якудзы и каких-то незнакомцев на фоне трагических последствий недавнего землетрясения и цунами в Японии. Первая половина фильма почти полностью состоит из тумаков, делая зрелище для некоторых незакаленных невыносимым. Позже Соно покажет-таки луч надежды. Сам режиссер говорит, что в исходной манге не было и этого, но события 11 марта диктуют свои условия игры, и общество остро нуждается в оптимизме.
Новую работу привез израильский режиссер Эран Колирин, чей дебют — «Странствия оркестра» наделал несколько лет назад много шума в фестивальных кругах. «Обмен» (Hahithalfut) — абсурдистская, экзистенцианальная комедия о молодом университетском преподавателе, вернувшимся однажды домой в незапланированно ранний час и увидевшем свои апартаменты в ином, чем обычно, свете. Случившееся прозрение переворачивает жизнь молодого человека, и он начинает сбегать с работы для созерцания за обыденными предметами и процессами. Кино скромно назвали интересным, но скорее на уровне заявленной идеи. В зале же криков негодования было даже больше, чем на «Грозовом перевале».
Ежегодный конкурсный фильм-сюрприз (ритуал придумал лично директор фестиваля Марко Мюллер и стойко его держится) на этот раз оказался китайской драмой «Людская гора, людское море». Зная сильную сердечную привязанность Мюллера к азиатскому и конкретно китайскому кино, сюрприз легко угадывался знатоками Венеции. Директорский выбор пал на картину с трудной судьбой (постановщик Кай Шанчжун провез ленту нелегально, в обход китайской цензуры), оказавшуюся историей мести с поправкой на ментальные и климатические условия той местности, где происходят события: герой ищет убийц своего брата среди убогих лачуг, нищеты и грязи. Неблагополучная карма ленты проявилась и во время сеанса: откуда-то повалил дым, и сеанс из соображений безопасности пришлось прервать. Справедливости ради, скажем, что народ потянулся к выходу, даже не дождавшись спасительного ЧП. Теперь все переживают, что без приза после всех этих событий авторов не отпустят.
Рейтинги из ежедневной фестивальной газеты на первое место среди фаворитов критики пока ставят «Бога резни» Романа Полански. На втором уверенно сидят сразу две картины — «Стыд» Стива МакКуина и режиссерская работа Джорджа Клуни «Мартовские иды». Английский язык в этом году определенно в почете.