По версии национального сообщества кинокритиков США (National Society of Film Critics) фильмом года признана «Меланхолия» Ларса фон Триера. Авторитетная организация в очередной раз подтвердила свои вкусовые предпочтения, назвав лучшей — зарубежную картину: в нулевые четыре иностранные ленты (тайваньский «Один и два», «Пианист», «Лабиринт Фавна», «Вальс с Баширом») вскарабкивались на вершину сводного списка. Лишь один голос фонтриеровскому философскому трактату проиграл трактат маликовский — «Древо жизни».
Не стоит полагать, что NSFC, формация, безусловно, уважаемая и весомая, но испытывающая излишнюю, как для киноакадемиков, привязанность к импортной продукции, сильно повлияет на раздачу позолоченных «Оскаров». Однако выбор сделан — и выбор весьма любопытный. «Меланхолия» одним призом не ограничилась — Кирстен Данст заняла первую строчку в топе лучших актрис, опередив Юн Жан-хи из «Поэзии» и «железную леди» Мэрил Стрип. Брэд Питт — лучший актёр за роль в бейсбольном биопике «Человек, который изменил всё» (Гари Олдман — второй за «Шпион, выйди вон!», «артист» Жан Дюжарден — третий). Выбор героев второго плана оказался легко предсказуем — Альберт Брукс («Драйв») и Джессика Честейн («Древо жизни»).
В личном зачёте Терренс Малик опередил Ларса фон Триера, став режиссёром года. Между авторами «Древа жизни» и «Меланхолии» критики поставили Мартина Скорсезе, освоившего 3D в волшебном признании любви к кинематографу «Хранитель времени 3D». Лучшим сценарием признан «Развод Надера и Симин» (ближайшие конкуренты — соркино-зэйллиановский «Человек, который изменил всё» и «Полночь в Париже» Вуди Аллена). Ему же досталась награда за лучший фильм на иностранном языке. Нон-фикшн года — «Пещера забытых снов» Вернера Херцога. Оператор Эммануэль Любецки добавил ещё одну награду в копилку «Древа жизни» (вот уж на чей «Оскар» букмекерам не стоит принимать ставки).