Сегодня все ведущие информационные агентства сообщили о том, что режиссёр Александр Сокуров вышел из состава совета директоров многострадальной студии «Ленфильм». Сокуров при этом не просто хлопнул дверью, а послал письмо в адрес министра культуры Владимира Мединского, в котором, в частности, написал: «Мой голос ничего не решает».
Демарш автора «Фауста», возможно, обострит и без того непростую ситуацию с «Ленфильмом». Концепцию возрождения студии, которую режиссёр разработал на пару со своим давним соратником, продюсером и композитором Андреем Сигле (она включала в себя такие пункты, как возвращение прав на фильмофонд и использование займов для реконструкции материального фонда), отклонил нынешний единственный акционер «Ленфильма», Росимущество. На вооружение была взята другая концепция, которую в сентябре сформулировал совет директоров студии: «Ленфильм» планировалось преобразовать в продюсерский центр и организовать кинопроизводство с привлечением средств Фонда кино.
Другими словами, более-менее ясно, чего опасается Сокуров: прежде всего, постановки производственного процесса на коммерческие рельсы и превращения «Ленфильма» в покорного исполнителя правительственных заказов, подкрепленных финансами Фонда кино. Конфронтация усугубилась октябрьскими кадровыми перестановками: совет директоров возглавил Фёдор Бондарчук, а Эдуард Пичугин, занимавший ранее этот пост, переместился в кресло гендиректора. Сокуров, по всей видимости, не нашёл понимания своей позиции у Бондарчука и впоследствии сетовал на то, что несколько важных административных решений были приняты без участия совета, который, по словам Александра Николаевича, даже ни разу не был собран.
Что любопытно, режиссёр оказался в ситуации «один в поле воин»: во второй половине сентября члены общественного совета «Ленфильма» попросили минкульт не включать Сокурова в новый состав совета директоров (видимо, чтобы не сеял смуту). В числе противников Александра Сокурова оказался, в том числе, и Алексей Герман.
Между тем, восстановление студии уже идёт (в частности, реструктуризированы долги, разблокирован банковский счет), но Сокуров не видит себя потенциальным участником этого процесса. Хотя в вышеупомянутом письме Мединскому режиссёр и отметил, что готов оказать посильную помощь «Ленфильму», однако исключительно как творческая единица, а не как функционер. Александр Николаевич за всю свою карьеру с жанровым кино, по большому счёту, дела не имел, зато в реальной жизни, похоже, оказался ключевым персонажем заправского триллера. Какова будет развязка этой истории, остаётся лишь гадать.