Предлагаем вашему вниманию рецензию Станислава Никулина на фильм Джозефа Косински "Трон: Наследие".
"Мир «Трона» – почти идеальное сочетание техногенного общества и тоталитарного устройства. Правда, между чистой изобразительностью и политическими подтекстами Косински делает ставку на первое, не забывая о том, что на «главном блокбастере года» принято «напрягать» глаза, а не мозги."
Сэм, сын компьютерного гения Кевина Флинна (Джефф Бриджес), бесследно исчезнувшего в середине 80-х, ведет необременительный образ жизни молодого человека, чьи интересы ограничиваются мотоциклами и дерзкими розыгрышами. Но, несмотря на имидж бунтаря, он по-прежнему надеется на встречу с отцом. Нежданная весточка из мира «Трона» не оставляет Сэму выбора. Он отправляется в заброшенный зал игровых автоматов, в итоге попадая в эпицентр бушующих в компьютерном мире стихий. Красивая программа Куорра (Оливия Уайлд) отвозит его к отцу-изгою. Во время долгожданной встречи Сэм уговаривает Флинна-старшего совершить побег…
Голливудское поветрие сиквелизации и переосмысления всего стоящего, что было сделано в прошлом, закономерным образом добралось и до культового «Трона» 1982 года, не без оснований претендующего на звание первой ленты с компьютерными спецэффектами и идейной предтечей киберпанка. Впрочем, очевидная выгода (прежде всего финансовая) от многообещающего проекта конфликтовала с контекстом. В том смысле, что оригинальный «Трон» не предполагал продолжения. Ни в 80-х, по горячим следам, ни тем более в 2010-м. Единственным связующим звеном (и эта задумка не лишена чарующего эстетства) здесь был лишь Джефф Бриджес, превратившийся за прошедшие 28 (!) лет в серьезную творческую единицу. Всё остальное (новомодное 3D, музыка Daft Punk и т.д.) можно счесть лишь приятным гарниром к основному блюду.
Режиссер-дебютант Джозеф Косински оказался сильным визуализатором, умело обжившим холодное пространство компьютерной игры многочисленными деталями (вплоть до отсылок к «Космической одиссее» Кубрика). Мир «Трона» – почти идеальное сочетание техногенного общества и тоталитарного устройства. Правда, между чистой изобразительностью и политическими подтекстами Косински делает ставку на первое, не забывая о том, что на «главном блокбастере года» принято «напрягать» глаза, а не мозги. Подобная честность и понимание собственных задач отчасти подкупает. В конечном счете, режиссер выполняет взятые на себя обязательства: о красоте и красотах отдельных сцен и отдельных кадров можно говорить часами. Однако, если хотя бы на минуту включить голову и вспомнить (а куда без этого?) оригинал, выяснится, что Косински построил карточный домик, держащий равновесие до первого ветерка.
«Трон: Наследие» может стать хорошей иллюстрацией к вечному разговору об обещаниях и ожиданиях. Первенец Джозефа Косински недвусмысленно намекает: не жди и обрящешь. И в этом, стоит признать, есть доля правды. Но в случае с «Троном» ожидать премьеры было всё же несколько интереснее…
(с) Станислав Никулин
Интересные факты о фильме:
- Джефф Бриджес играет того же персонажа, что и 28 лет назад в фильме Disney «ТРОН» (1982): возможно, это самый долгий в истории кино перерыв между двумя работами актёра в одной и той же роли.
- В фильме Disney «ТРОН: Наследие» Джефф Бриджес снова работает вместе с Брюсом Бокслайтнером, играющим Алана Брэдли, и Стивеном Лисбергером, режиссёром и создателем первого фильма «ТРОН» и продюсером нового фильма.
- Кевин Флинн, персонаж Джеффа Бриджеса, живёт в Пустошах, тёмной и опасной окраине Сети, в доме с видом на мерцающий вдалеке пейзаж города.
- Чтобы надеть костюм обитателя Сети, требовалось много времени и сил, поэтому на съёмках использовались специальные инверсионные столы, чтобы Гарретт (и другие актёры) могли отрываться от земли и уклоняться в разные стороны, не нанося вреда костюму.
- Готовясь к роли Сэма, спортсмена-экстремала, Хедлунд проходил тренировки по управлению мотоциклом, рукопашному бою, хождению по проволоке, капоэйре и паркуру.
- Хедлунд и Оливия Уайлд мечтали поработать вместе с тех пор, как познакомились 7 лет назад, когда оба ещё дебютировали в кино.
- Флинн создал КЛУ в 1984 году, поэтому программа остаётся оцифрованной версией своего 35-летнего создателя. Благодаря удивительным новым технологиям Бриджеса удалось «омолодить» на 30 лет.
- Джефф Бриджес – первый актёр в истории кино, который встречается на экране с омоложенной версией самого себя.
- «Выпрямитель», боевой корабль КЛУ, размерами втрое превосходит авианосец. Вся армия узурпатора находится на его борту.
- Оливия Уайлд проявила такие способности к боевым искусствам, что удивила даже каскадёров. Они советовали ей продолжить тренировки после окончания съёмок.
- Готовясь к роли, Оливия Уайлд отрабатывала каждую боевую стойку и каждый трюк вместе с Хедлундом – но, пока не были готовы костюмы, она репетировала босиком, и позже ей пришлось переучиваться, чтобы поставить Куорру на высокие каблуки.
- Возможно, самая известная роль Оливии Уайлд – доктор по прозвищу Тринадцатая в знаменитом телесериале «Доктор Хаус», так что ей не привыкать играть сложных героинь, вроде Куорры.
- Шин говорит, что на образ Кастора оказали влияние многие знаменитые шоумены – в том числе Мэй Уэст и Зигги Стардаст.
- Шин посмотрел оригинальный фильм «ТРОН» в Уэльсе, когда ему было 12, и стал верным фанатом фильма. Тогда он даже не подозревал, что ему выпадет шанс сыграть в продолжении.
- Клуб «Конец линии», владение Кастора, был построен специально для фильма в павильоне киностудии. В нём помещались сотни статистов, не считая группы Daft Punk на сцене.
- Бокслайтнер играл Алана Брэдли в фильме «ТРОН» в 1982 г.
- Для флэшбеков актёра омолодили стараниями гримёров и специалистов по компьютерной графике.
- «ТРОН» и «ТРОН: Наследие» – не единственный опыт Бокслайтнера в научной фантастике. Он также прославился ролью Джона Шеридана в популярном телесериале «Вавилон 5».
- Фрэйн не первый раз играет человека на службе могучего властителя: он играл испанского посла Альваро де ла Куадру в фильме «Елизавета», Томаса Кромвеля в телесериале «Тюдоры» и Мотта, подданного короля вампиров, в сериале «Настоящая кровь».
- Шлемы, которые носят Фрэйн и другие актёры, были специально разработаны художниками по костюмам, чтобы соответствовать характерам и образам каждого героя фильма. Бутафорских шлемов на съёмках не было.
- Программы, служащие Клу (как Джарвис, персонаж Фрэйна), выделены особой цветовой гаммой: их костюмы и транспортные средства освещены оранжевым, красным и жёлтым. Обычные обитатели Сети носят холодные цвета: белый, голубой и серебряный.
- Роль Ринцлера играет Анис Шерфа, известный каскадёр и виртуоз боевых искусств.
- Ринцлер – один из лучших бойцов в виртуальных гладиаторских играх; он способен разделять свой диск надвое.
- Шлем Ринцлера полностью закрывает его лицо и голову – он никогда его не снимает.
- Высокие и острые каблуки Сирен стали непростым испытанием для Бо Гарретт. Она разминалась перед съёмками, поднимаясь и спускаясь по лестнице клуба «Конец линии».
- С актрисами, игравшими Сирен, занимался хореограф, стараясь скоординировать их движения, чтобы они передвигались синхронно.
- Чтобы превратить актрис в Сирен, требовались 3 часа работы и усилия целой команды гримёров и парикмахеров, а также двух костюмеров.
Ты хотел, чтобы я сделал мир совершенным
20 лет назад Кевин Флинн, отец юного Сэма, пропал без вести, и найти его никто не смог. Теперь его компанией управляют чужие люди, его партнер находится там на птичьих правах, а его сын, взрослый и умный молодой человек, восстанавливает старый отцовский мотоцикл, занимается непонятно чем, а раз в год по обещанию устраивает корпорации маленькую пакость вроде заваленной презентации и выложенной в сеть программы, которая предположительно должна была быть платной...
А потом Сэм оказывается в том самом игровом мире ТРОНа, о котором в детстве так много говорил с отцом. В нем живут программы, а управляет ими Клу, бывший соратник, а ныне злейший враг Кевина Флинна, стремящийся уничтожить все, что кажется несовершенным, сначала в ТРОНе, а потом и в нашем мире...
Как уже можно было догадаться, в картине очень много экшена: схватки при помощи метательных информационных дисков, гонки-битвы на светоциклах, где юному Сэму как раз пригодится его талант мотогонщика, захватывающие полеты, погони... и все это светится и иногда разваливается на тысячи маленьких светящихся пикселей с легким хрустально-металлическим звоном. Великолепное зрелище.
Сам по себе сюжет довольно простой, но рассказывает о вечных вещах: любви, доброте, преданности... а еще о том, что истинная красота несовместима с совершенством. Именно в этом основная мысль фильма: красота математической точности и безупречность логики - это совсем не то, что красота человеческой души, при всей ее противоречивости и несовершенстве. И программе Клу никогда не понять этого - как минимум потому, что Кевин Флинн, когда создавал ее, еще и сам этого не понял.
Катастрофически хорош
Нет, этот фильм действительно само совершенство, особенно что касается вселенной ТРОНа, и Клу там было делать совершенно нечего. Наверное, и злой-то он был от безделья.
Великолепная графика, сумасводяще красивые бои, что с дисками, что со светоциклами, и никаких слов не хватит, чтобы все это описать - надо идти и смотреть, лучше всего в imax. Поверьте, оно того стоит.
Ну и как продолжение фильма 82 г. не режет глаз. Удивительно просто, что не сделали этот фильм раньше, но с другой стороны, хорошо, что не сделали, потому что возможность сделать его _настолько_ красивым появилась не так уж давно. Так что теперь это один из самых перспективных кандидатов на звание моего любимого фильма.
Кислое наследие
"Трон: наследие" в целом производит впечатление какого-то Франкенштейна. Собрали штампы да лоскутки из разных картин, кое-как сшили, сказали - вот фильм. "Трон" 1982 года был для своего времени прорывом, революцией в кинематографии (это был первый фильм, где серьёзно использовалась компьютерная графика), хоть и провалился в прокате. Компьютерная игра по мотивам фильма тоже была не в пример лучше.
Дисней в очередной раз умудрился взять вечные идеи и опошлить их, сдобрив сие визуальными эффектами.
Всё время ожидаешь, как фильм вот-вот разгонится, но ничего так и не происходит. Действие мечется между слабо связанными эпизодами и темами, в результате весь фильм получился никаким.
Просто удивительно, как слабо была использована оригинальная вселенная. Может быть, это ещё и потому, что футуристическая по меркам 1982 года Сеть выглядит устаревшей и где-то наивной в 2010 году. 3D использовали весьма посредственно.
Музыка сама по себе ничего, да невпопад. Напряжённые моменты изображаются громкими аккордами.
Последняя надежда, стилистика 80-х, и то не сбылась. Начали было делать закос под 80-е, да на середине плюнули и сняли что-то совершенно обезличенное.
Вердикт: смотреть фанатам (3D необязательно). Не ожидаете много, и не будет вам облома.
P.S. Главный герой похож на Харламова. Главбабу спёрли из "Пятого элемента".
Зачем папаша главного героя то молится да медитирует, то изображает Нео, то Ричарда Брансона?
Цирк с байтами
Говоря откровенно, больше всего просмотр "Трона" напомнил мне мое недавнее посещение представления канадского Цирка Солнца. Как Cirque du Soleil - это не совсем цирк, так и "Трон" - не совсем кино, а какое-то сложносочиненное представление на заданную тему. Тему виртуальной реальности. В этой реальности возможно все, и в "Троне" с удовольствием это демонстрируют, делая пол потолком, верх - низом, и так далее. Светоцикл можно достать из кармана, он выстроится из светящихся линий прямо на ходу. Все, даже малейшие, детали подчинены единой задаче. Даже неправильности, вроде чересчур артистичного для программы Кастора, встроены в систему.
А вообще, больше всего это напоминает как раз цирк, только не клоунаду, а те самые представления, на которых захватывает дух - и от того, что буквально попадаешь в сказку, творящуюся под куполом, и о от того, что сказка эта сделана руками человека.
Кино отличное!
Не буду углубляться в дебри сюжета - это как бы вопрос настолько вкусовой и спорный, что обсуждать его не имеет никакого смысла вообще. Единственное что скажу, что по сравнению со многими фантастическими фильмами в ТРОНе значительно снижено количество пафоса и слезоразлива, а это, имхо, для фантастического экшна достоинство.
Но вот что касается картинки - она нереально крутая. Несмотря на то, что вселенная не поражает буйством красок и бабочками-вертолетами, смотрится все настолько стильно и здорово, что глаз не отвести, и второй тоже. Мне понравилось.