Наш проектРекламаDisclaimerотзывы о порталедобавить в каталог

Хоккейный клуб «Атлант» Московская область

12.07.2013 источник: www.atlant-mo.ru

Интервью с главным хранителем традиций «молодежки» Артемом Захаровым

В «АТЛАНТАХ» – С МОМЕНТА ОСНОВАНИЯ КЛУБА

Перед очередным сезоном МХЛ в «Атлантах» меняются игроки и тренеры, бессменным же остается только один – администратор «молодежки» Артем Захаров, стоявший у истоков создания молодежной команды в Мытищах. В интервью пресс-службе МХК «Атланты» Артем Андреевич вспомнил свое судейское прошлое и рассказал о примечательных случаях из карьеры отца, известного хоккейного арбитра СССР. Поведав, в частности, и об эпизоде с Анатолием Тарасовым, который лег в сюжет нашумевшего фильма «Легенда №17»…

Артем Захаров

– В нашей молодежке вы работаете уже почти семь лет, со дня создания молодежной команды. Помните тот момент, когда оказались в «Атлантах»?

–  В клубе тогда работал гендиректором Леонид Вайсфельд. Я же собирался заканчивать карьеру хоккейного арбитра, но при этом хотелось остаться работать в области хоккея. Рассказал об этом бывшему коллеге по судейскому делу – подмосковный клуб тогда только переехал из Воскресенска в Мытищи, и на следующий, 2006-й год, ожидалось создание молодежной команды. Предложили поработать администратором «молодежки» – на что с радостью согласился.

– Ожидали, что так задержитесь на этом посту?

– Конечно, когда взялся за это дело, надеялся на долгосрочную перспективу. Получилось так, что стал одним из немногих, кто работает в клубе со дня появления молодежного состава. Вместе со мной в штабе команды по-прежнему остается водитель автобуса Александр Богомолов. Долго работают в «молодежке» и врач Николай Борисов с техническим администратором Егором Томиным.

– Чем же отличается работа администратора команды?

– Прежде всего, на мне обеспечение жизнедеятельности всего коллектива. В старшей команде эти функции разбиты на несколько человек – здесь же, в молодежке, за всеми организационными вопросами обращаются, в первую очередь, ко мне. Ничего особо сложного в этой работе нет – каждый вопрос возможно решить. И, конечно, действуем во всем сообща с руководством команды. С новым тренерским штабом я также давно знаком  – ранее, часто контактировали с «Русскими Витязями», где работал Алексей Ярушкин, а в начале судейской карьеры застал выступления за московское «Динамо» Дмитрия Фролова. Кстати, надо будет поинтересоваться, помнит ли он об этом…

ОТЕЦ ОБУЧИЛ ВСЕМ ТОНКОСТЯМ СУДЕЙСКОГО ДЕЛА

– Вы родились в семье известного хоккейного арбитра Андрея Сергеевича Захарова (на фото) – наверняка, вас изначально ожидало будущее, связанное со спортом?

– До начала занятий хоккеем, полтора года ходил на плавание – для общего развития, а затем, с шести до 18-ти лет занимался в хоккейных школах «Спартака» и «Крыльев Советов». Каждодневные тренировки начинались рано, приходилось добираться на метро – что само по себе вносило неудобства. Потом настал момент, когда нужно было переходить в спортивную школу – она находилась в Кунцево, но по совету отца от этого решения пришлось отказаться.

Артем Захаров

– Тем не менее, вы продолжили дело отца…

– Конечно, хотелось остаться в хоккее. В последние два года занятий в «Крыльях» я уже связывал будущее с судейской карьерой. Вообще, в хоккейные судьи приходят по-разному – но обычно после нескольких лет игровой карьеры, как например мои коллеги Александр Соин, Виктор Цыплаков или Михаил Бутурлин. Тем, кто имеет за своими плечами игровой опыт – следить за событиями на площадке намного проще. Отец подсказывал и объяснял мне те или иные игровые ситуации – конечно, он и обучил меня всем премудростям судейского дела. И уже лет в пятнадцать, я грезил мечтой отсудить финал чемпионата мира. С развалом Советского Союза вышел стремительный взлет моей карьеры. В частности, в 1997 году я вместе с Сергеем Шеляниным помогал Леониду Вайсфельду обслуживать финал нашего первенства между «Ладой» и ярославским «Торпедо».

Артем Захаров

– Никогда не возникало желания поработать в какой-либо другой сфере?

– Есть и такой опыт. В 1996-м, сразу после окончания учебы в РГУФКе, остался работать там преподавателем на кафедре хоккея. При этом я мог совмещать работу с судейской практикой – руководство вуза шло мне навстречу и отпускало на игры. График судейской работы прямо соотносился с хоккейным сезоном – то есть, обслуживал матчи примерно с августа по апрель. В летнее же время, был предоставлен сам себе.

– И притом на дворе 90-ые – кому-то приходилось «бомбить», а какие вы находили способы для подработки?

– Было что-то вроде курьерской работы – на «газели» развозил книжки по Москве. Еще два года проработал инструктором на аттракционе «Тарзан» в Парке Горького. Словом, непростое время.

ЧАСТО РАЗНИМАЛ ДРАКИ ЮДИНА

– Есть в вашей карьере какие-либо особо запомнившиеся матчи?

– Точно помню, что первый матч на высоком уровне я отсудил в Воскресенске, домашняя игра «Химика» – что, пожалуй, даже символично. Интересных матчей много – например, на «Кубке Балтики», когда обслуживал матчи сборных. Запомнился локаутный сезон, когда в Россию приехали лучшие игроки мира – Ягр, Ковальчук, Дацюк и другие звезды. Или матчи с драками – вот Александра Юдина часто приходилось разнимать. До появления иностранцев он считался одним из лучших бойцов нашего чемпионата. Нравилось, что он всегда дрался только с теми, кто ему соответствовал в габаритах. Когда мы, судьи, во время драк подъезжали к нему, уже просто спрашивали: «Все, Саш – закончил? Он нам – «все окей!», и сразу уезжал на скамейку. То есть, не было никаких «концертов» – чтобы, например, кто-то плевался или говорил что-либо вслед.

Артем Захаров

– Как относились к судейской работе сами игроки?

– Абсолютно нормально. Бывает, что страсти закипают – обвиняют в предвзятости или, мол, мешаем играть, но потом все урегулируется. Сами игроки – профессионалы. Понимают, что каждый делает свою работу и все мы – часть одного единого целого. Тем более что будущего никто не знает – сегодня ты игрок, а потом и сам можешь стать судьей.

– Почему же решили завершить судейскую карьеру?

– Закончил в 2005-ом году – хотел стать главным судьей, но в этом качестве видели других, и оставаться в роли лайнсмена мне стало неинтересно. В этом плане восхищаюсь Сергеем Шеляниным – человеку 37 лет, а он продолжает быть линейным арбитром! Еще у меня был момент, когда пропустил сезон-1999/2000 из-за травмы. Получил ее не на льду, а в автомобильной аварии. Но, затем смог восстановиться и вернуться.

СУДЕЙСКИЙ ОПЫТ ПОМОГАЕТ В РАБОТЕ

– В какой спортивной форме должен арбитр подходить к сезону?

– У нас были перед сезоном специальные тренировочные сборы – сдавали тесты на физическую подготовку. Особенные нормативы были и перед международными соревнованиями. Конечно, требовался на уровне общения английский язык, и проверялось знание правил. Впрочем, и сейчас слежу за нововведениями в хоккейном кодексе. В последние годы, с созданием КХЛ, работа хоккейного судьи стала более престижной, и возросла конкуренция – а вместе с ней растет и качество судейства. Тот факт, что Константин Оленин обслуживал финал чемпионата мира – это большой успех для всего российского судейского цеха.

Артем Захаров

– Практика назначений бывших арбитров в роли администраторов команд – сейчас достаточно распространена.

– Да, в хоккейных клубах КХЛ и МХЛ в этом качестве работает много бывших коллег. Работа нисколько не скучная – хоккейная команда живет очень активной жизнью. Хочу отметить, что у нас в «Атлантах» всегда складывался хороший коллектив – в лице тренерского состава и обслуживающего персонала.

– За хоккейными матчами вы наблюдаете скорее с позиции игрока или судьи?

– Сейчас уже скорее с позиции тренера. Общаясь с тренерским штабом, стал понимать их позицию. Теперь уже слежу за расстановкой игроков – кто-куда бежит и зачем, хотя поначалу больше наблюдал за работой судей. Конечно, судейский опыт помогает и в нынешней работе. Сейчас при спорных ситуациях все, в первую очередь, просматривают видео, но приведу пример из прошлого сезона. После одной из игр плей-офф с ХК МВД Владимир Чебатуркин сразу пришел и говорит: «вот, Артем, так нельзя, нас сплавили – давай отправим диск с протестом руководству лиги…» Я всю ночь пересматривал спорные моменты и саму игру. И, в итоге, сделал нарезки тех моментов, за которые не дали удаления соперникам – а потом показал четыре или пять моментов, где должны были стопроцентно удалять наших игроков. Чебатуркин посмотрел и полностью согласился. Понятное дело, что после игры, порой захлестывают эмоции.

– В феврале вы даже попробовали себя в роли тренера.

– Да, тогда Чебатуркин отправился на Кубок Вызова в Екатеринбург, а Вадим Епанчинцев приболел. Пришлось тренировку проводить мне. Ребята отнеслись нормально – все прекрасно поняли, что тренировочный процесс прерывать нельзя. Дебют, правда, вышел неудачным – следующие два матча мы проиграли. Но становиться тренером точно не планирую – очень волнительная работа, точно не мое.

– Какие самые запоминающиеся эпизоды в истории молодежки?

– Наверное, когда выиграли Первенство России по Первой Лиге в 2008 году. Тогда еще молодежный состав на матчах плей-офф усилили Константин Барулин, Михаил Баландин, Кирилл Лямин и еще несколько игроков основы. Сезон закончился для них раньше, и они с радостью примкнули к команде, чем помогли добиться чемпионства.

– Как считаете, стоит ли отечественному хоккею переходить на заокеанские площадки?

– Хоккей станет зрелищнее – больше динамики и столкновений. А судьям наоборот станет проще – иногда тяжело найти хотя бы одно удаление в матче, а так повод найдется. Вообще, у каждого судьи своя методика ведения игры. Само собой, в решающих матчах арбитры дают удаления уже только в тех моментах, где нарушения очевидны всем.

ТАРАСОВ УВОДИЛ КОМАНДУ С ПЛОЩАДКИ ПРИ МОЕМ ОТЦЕ

– Насколько важен фактор взаимодействия с болельщиками при работе арбитра?

– Это только кажется, что давление нагнетает. Когда вся арена, тысячи зрителей обращаются к арбитру – в этом есть какая-то романтика, чувствуешь свою востребованность! В отцовской практике был случай, когда играли ЦСКА со «Спартаком». За «Спартак» болел Брежнев, а за ЦСКА – Черненко, и тут уж кто-то один, но должен был выиграть. Это не значит, что нужно всем угождать – просто надо оставаться объективным. Была также история, когда его в возрасте где-то сорока лет отправили на переподготовку в Ашхабад. Во время игры ЦСКА не угодил судейским решением Тарасову, и он увел команду с площадки.

Артем Захаров

– То есть, именно этот эпизод мы увидели в «Легенде №17»?

– Да, он работал на той игре ЦСКА со «Спартаком», хотя в фильме все повернули иначе. На самом деле была ситуация, что «Спартак» бросил по воротам, а Третьяк поймал шайбу в ловушку – но уже за линией. Отец это хорошо видел, но ЦСКА, естественно, объяснить было сложно – Тарасов принципиально не соглашался. Так отец дал две минуты штрафа Тарасову за задержку игры, после чего тот демонстративно увел команду со льда. Понятно, какой фигурой тогда был Тарасов – и моего отца отправили на четыре месяца в Ашхабад. Однако у отца всегда была репутация честного и бескомпромиссного судьи – знали, что не поведется не на какие подкупы и уговоры. И поэтому в советское время его зачастую назначали на самые ответственные матчи вроде «Салавата Юлаева» и «Ак Барса», вечного противостояния на уровне республик, где хоккей был «спортом номер один».

– А как ваш отец пришел в хоккей?

– Он закончил Бауманский университет и изначально не был связан с хоккеем. Во времена его молодости он еще не был сильно популярен. Зато хорошо играл в футбол, выступал даже за дубль московского «Спартака». Однажды его попросили отсудить футбольную игру, когда судья не приехал – попробовал, и это стало для него хорошим заработком в послевоенное время. Затем появилась возможность отсудить хоккейную игру – в то время было мало хоккейных арбитров и пользовалось спросом. Он быстро обучился катанию на массовых ледовых площадках и в итоге остался в хоккее. Посвятил этому делу всю жизнь и достигнув всевозможных вершин в виде всесоюзного признания и работы на чемпионатах мира в Москве, в 1973-м и 1986-м году.

– Наверняка, он близко общался и с тогдашними звездами вроде Харламова, Михайлова и Петрова?

– Да, конечно, все хоккейные люди тогда близко знали друг друга. Я видел многих хоккейных звезд СССР в детстве и затем при встрече, например, с тем же Борисом Михайловым, всегда передавал от него «привет» отцу.

Артем Захаров

– Приятно следить за успехами молодых игроков в сборной и основе главной команды КХЛ – чувствуете, что тоже приложили к этому руку?

– Да, хочется отметить,  что в команде царит хорошее настроение – всегда с юмором. Доволен, что сейчас в основе доверяют место молодым и у игроков юных «атлантов» есть возможность проявить себя на взрослом уровне – в КХЛ и ВХЛ. У нас очень правильная организация. Андрей Евгеньевич Веревко – отличный управленец и всегда идет навстречу, обеспечивая комфортные условия. Это же отмечают и все игроки – в «Атланте» создано все для того, чтобы играть в хоккей и продолжать развитие. Главная задача нашей молодежной команды – воспитание своих игроков, чтобы по минимуму пользоваться услугами дорогостоящих легионеров.

Владимир Животников, пресс-служба МХК «Атланты» Московская область

« назад


Материалы предоставлены пресс-службой ХК "Атлант" МО