В начальной школе дети должны получать не только базовые знания (арифметика, чтение, письмо), но и знакомиться с окружающим миром. Для этого учителя проводят экскурсионную деятельность, благодаря которой учащиеся тренируют умение наблюдать, изучают разные явления, предметы и процессы, происходящие в естественных либо искусственных условиях. Зачем школьникам экскурсииУчителя начальных классов обязательно включают экскурсионные мероприятия в учебный процесс. Они входят в школьную программу и интегрируются с темами, обсуждаемыми на уроках. При этом каждый поход в новое место должен быть интересным, увлекательным, чтобы учащиеся вынесли из него что-то полезное, усвоили полученную информацию. Наши друзья сделали подборку познавательных экскурсий для школьников, обязательно посмотрите. Ученики точно не заскучают, ведь экскурсоводы умеют находить подход к детям, знают, как их заинтересовать. Даже простой поход в музей они превратят в настоящее приключение с отгадыванием загадок и поиском артефактов. Экскурсионные программы должны быть развивающими и включать в себя: · занятия вне школы, связанные с изучаемыми предметами; · посещение музеев, библиотек, крупных фирм, заводов, выдающихся мест; · организация мастер-классов; · проведение эстафет, квестов, активных игр. Во время выездных мероприятий педагоги достигают нескольких целей. Они подкрепляют ту информацию, что дают на уроках. Благодаря этому учащиеся лучшее ее запоминают и усваивают. Экскурсии разбавляют учебный процесс. Многие школьники часто устают от монотонных уроков, сидения за партой. Поездка в интересное место, знакомство с чем-то новым помогает им перезагрузиться, чтобы потом с новыми силами вернуться к занятиям. Виды и содержание экскурсийВ зависимости от тематики и содержания экскурсионные программы делятся на: 1. Обзорные. Учителя дают информацию по нескольким темам. При этом акцент делается на исторических сведениях и сопоставлении их с современными данными. 2. Тематические. В них педагоги затрагивают одну отдельную тему. К примеру, если на уроке изучали подводный мир, логично организовать экскурсию в океанариум или аквариум. 3. Исследовательские. Ученики проводят самостоятельную деятельность, исследуют окружающий мир, делают выводы. 4. Иллюстративные. Их ведет экскурсовод, школьники лишь внимательно слушают его слова и наблюдают за действиями. Каждое мероприятие преследует свою учебную цель. Самые популярные темы в начальной школе: · изучение природных явлений, наблюдение за процессами, исследование объектов; · изучение ландшафта, местности, особенностей почвы, водоемов; · знакомство с понятием экологии, защиты природы; · поездки на производственные предприятия; · музеи и выставки; · достопримечательные места родного края. Знакомство с окружающим миромУчителя не должны заставлять первоклассников запоминать десятки названий, выискивать характерные особенности живых существ или растений. Это сложно и скучно, особенно для начальной школы. Любая экскурсия, вне зависимости от ее тематики и направленности, должна научить школьников видеть и понимать жизнь окружающей природы, вникать в биологические процессы. Учащиеся младшей школы познают окружающий мир во всем его буйстве красок, богатстве запахов, звуков и форм. Они должны понимать, как явления связаны между собой, как одно вытекает из другого. Ключевой метод знакомства с природой – наблюдения. Не каждый человек рождается с умением наблюдать. Этот навык необходимо развивать, прокачивать. Наблюдения включают в работу мыслительную деятельность. Они дарят знания, но при этом сами требуют наличия знаний. Педагоги должны пробуждать в учениках познавательный интерес. Проводить работу, связанную с уточнением понятий о живой природе, их расширением. Экскурсии помогают формировать у детей мировоззрение, развивать логическое мышление, воспитывают эстетическое восприятие. Подготовка детей к экскурсииУченики 1 класса самые недисциплинированные. Они недавно окончили детский сад, где у них была совсем другая жизнь, где к ним относились по-другому. Школа не должна стать для первоклассников стрессом, иначе интерес к учебе пропадет, не успев зародиться. Экскурсии направлены на пробуждение этого интереса. Благодаря им учащиеся понимают, что учиться не сложно и не скучно. К каждому мероприятию детей нужно готовить. Школьники должны понимать, что их везут не просто прогуляться в парке или побегать в лесу. 1. Учитель должен заранее изучить местность, куда повезет ребят. Детально продумать план мероприятия, нарисовать маршрут, чтобы потом не блуждать среди деревьев, не тратить на это время. 2. Учащихся 1 – 4 классов нужно активно привлекать к экскурсии. Чтобы они не просто слушали слова учителя, половину из которых пропускали мимо ушей. Необходимо задавать наводящие вопросы, вовлекать в процесс. Давать полезную информацию, начинающуюся со слов: «А вы знали, что?» 3. Маленькие дети быстро утомляются, поэтому их нельзя перегружать. Иначе у них останутся лишь негативные воспоминания, и больше на экскурсию они не захотят. 4. Каждому ученику важно доверить выполнение своего задания. К примеру, найти муравейник или мох на дереве. Это пробуждает в детях исследовательский интерес. 5. Обязательно нужно прививать школьникам заботу об окружающем мире, бережное отношение к природе. Формирование этической культурыУчеников начальной школы нужно знакомить не только с окружающей природой, но и формировать у них нравственность, мировоззрение, взгляды. В этом помогают совместные походы в музеи, на выставки, в театр и кино. Если подобные внеклассные мероприятия будут непродуманными, они могут навредить детям. Некоторые учителя не прорабатывают план и заставляют учащихся 1 – 4 классов посещать места, не подходящие для их возраста и уровня развития. К примеру, малыши не вынесут ничего полезного из заседания клуба любителей органной музыки или поклонников творчества поэтов XIX века. Они не поймут, зачем их туда привели и что им делать. Чтобы мероприятия были интересными, полезными, детей необходимо заранее подготовить к походу в кино или музей. Педагог должен правильно выбрать тематику, понимать, что интересно младшим школьникам. Каждое мероприятие должно соответствовать пройденному материалу, дополнять его и закреплять. Тематические экскурсии не должны длиться дольше 2 часов (оптимальное время 1 – 1,5 часа). Они обязательно должны быть интерактивными в формате «вопрос – ответ». Детям нужно загадывать загадки, а в конце предложить закрепить пройденный материал: слепить поделку, нарисовать рисунок, придумать короткий рассказ. Большой выбор тематических экскурсий вы найдете ЗДЕСЬ. Они помогают расширять кругозор учащихся, развивают самостоятельность, поскольку на внешкольные мероприятия ребята отправляются без родителей. Также младшие школьники учатся общаться с одноклассниками за пределами школы. |