04.09.2022
Деревянные миниатюры, хранящие вечность
Сегодня, 4 сентября, празднует свой 90-летний юбилей уникальный человек, наш земляк Владимир Яковлевич Гуральник.
Он известен многим мытищинцам благодаря своему увлечению. Более 30 лет этот человек создает миниатюрные храмы – копии тех, что стоят не только в Мытищах, но и по всей стране. Многие его работы находятся в частных коллекциях, музеях, действующих храмах и церквях Москвы и Подмосковья.
Сегодня руки мастера трудятся над миниатюрой самого большого украинского деревянного храма, выполненного в традициях XVI–XVII веков, с семнадцатью куполами – Всехсвятского свита Святогорской лавры, который до недавнего времени находился в Донбассе. В начале июня украинские военные, отступая, подожгли его. Владимир Яковлевич списался с настоятелем храма, который после ранения находился в военном госпитале, и тот прислал ему фотографии.
«Работу над ним я начал три месяца назад, – рассказал Владимир Яковлевич. – Храм очень сложный, но уже видны его очертания, началась работа над куполами».
Кстати, из-за него пришлось «законсервировать» уже начатую сибирскую церковь Николая Чудотворца, которая стоит на берегу Ангары. Ему показалось, что донецкий храм сейчас более ко времени.
К своему увлечению Владимир Яковлевич пришел, можно сказать, случайно.
Он – полковник в отставке, в свое время служил на Дальнем Востоке. Будучи действующим военным, поступил на исторический факультет Дальневосточного университета и помогал в раскопках своему преподавателю – профессору Алексею Окладникову. Однажды при раскопках под Уссурийском они наткнулись на остов древнего скита, и Гуральник решил воссоздать его в миниатюре из спичек, додумав, как он мог выглядеть. Получилось для первого раза неплохо, профессор даже упросил оставить его на кафедре.
Уже позже, после выхода на пенсию, Владимир Яковлевич занялся деревянным зодчеством серьезно, стал изучать специальную литературу, запасся специальными инструментами для создания миниатюр. Спички, как строительный материал, давно уже в прошлом. Сегодня для своих творений он использует любой подручный материал, а порой даже то, что мы по своему обыкновению выбрасываем в мусор. Говорит, что его во всех близлежащих магазинах знают: «Прихожу куда-нибудь, а мне: «Яковлевич, мы тут собрали для тебя кое-что». Пенопласт, потолочная плитка, палочки от мороженого и для суши, бамбуковые шторы, мишура и многое другое. Казалось бы, из таких бросовых материалов получаются настоящие шедевры.
И за всем этим – не просто кропотливая работа, а многочисленные встречи со священнослужителями и интересными людьми, выезды не только по региону, но и по всей России. «Изучал литературу, фотографировал в буквальном смысле каждую деталь, каждый штрих, чтобы в точности повторить все в своих миниатюрах», – рассказывает Владимир Гуральник.
Его работы выставляются на выставках, в том числе и в храмах. После одной из таких, которая проходила в Даниловом монастыре на Патриаршем подворье одну из церквушек патриарх Алексий забрал себе.
В основном работы Владимира Яковлевича все же остаются в родных Мытищах, что-то есть в школах, но большинство выставлено в Центральной библиотеке имени Кедрина. На сегодняшний день это единственный в России музей деревянного зодчества в миниатюре. Почти 60 авторских работ доступны для жителей и гостей города. О каждой из них Владимир Яковлевич может рассказывать часами, ведь прежде, чем начать творить, он знакомится с историей, составляет предварительный план. Говорит, даже расчеты производит и к циркулю прибегает. И только потом начинается скрупулезная работа, которая подвластна только усидчивому и терпеливому человеку. Ведь, к примеру, чтобы купола переливались, Владимир Яковлевич очень мелко нарезанную мишуру иголочкой наклеивает на заготовку. По его мнению, только тогда купол заиграет, а если просто покрасить, то такого эффекта не будет. «Всё приходит с опытом», – улыбается он.
Оказалось, что у некоторых созданных руками творца миниатюр есть даже копии, иногда не в одном экземпляре. Утверждает, что повторять проще, потому что руки помнят…
«Я не могу назвать что-то одно любимым, – признается Владимир Яковлевич. – Но есть храм, который мне достался сложнее всего. В Кедринке выставлен Кижский погост, а в нем Преображенская церковь, у которой 26 куполов. Это очень сложное сооружение. Над его созданием я работал восемь лет! Делаю – не получается. Бывало, месяц не подхожу, а потом снова начинаю. Бросить самолюбие не позволяло. Все-таки доделал. Когда я его на выставке в Храме Христа Спасителя представлял, патриарх Кирилл приезжал посмотреть, грамотой меня наградил за него. У меня и от патриарха Алексия II грамота есть».
Хотя, конечно, не за благодарности и грамоты создает свои шедевры Владимир Гуральник. И не продает он никогда их, только дарит, как подарил Валерию Золотухину, Илье Глазунову, Олегу Табакову, Сергею Андрияке и многим другим.
Есть у творца особый ритуал – каждый свой храм он обязательно освящает. И донецкий Всехсвятский свит обязательно освятит. «А еще договорились с его настоятелем, что я сделаю фото готовой работы и отправлю ему, а он после освящения отправит мне фотографию обратно», – рассказал Владимир Яковлевич.
Его миниатюры, сделанные с соблюдением всех пропорций оригинала, помогают сохранить для истории деревянные церкви. Он сохранил облик нескольких уже несуществующих старинных церквей. Среди его работ – миниатюрные копии деревянных храмов русского Севера, Карелии и, конечно, городского округа Мытищи.
Почему деревянные?
«В каменный храм заходишь – красиво, торжественно, а нет такой ауры, как в деревянном. Я когда в старенькую церковь Владимирской иконы Божией Матери, что в Бородино, захожу, на меня такая благодать находит. Впрочем, теплом веет уже на подходе к ней», – объясняет Владимир Гуральник.
Можно сказать, что сегодня в работе у Владимира Яковлевича две миниатюры, но это далеко не предел. Он сам говорит, что ему шлют фотографии деревянных храмов со всех сторон. Так что есть еще чем заняться.
С юбилеем, Владимир Яковлевич! Здоровья Вам и сил для создания Ваших поистине уникальных шедевров!