Маковеев догнал надежду!
Вчера 29-летний Андрей Маковеев, выиграв индивидуальную гонку, одержал свою первую личную победу в Кубке мира.
"Оле, оле-оле-оле, Россия, вперед!" Трезвые, интеллигентные крики-на-Мораве. Ха-ха, дождались мы и такого!
Уже стемнело. Опустели трибуны. Отбыли со стадиона второй и третий призеры Эмиль Хегле Свендсен и Бьорн Ферри, не говоря уж про остальных "цветочников". Которых, кстати, вчера награждали не на стадионе, а на центральной площади Нове Место. Жаль, работа не позволила посмотреть этот "экшн": хотелось бы оценить, какая часть населения 10-тысячного городка придет на встречу с биатлонными лауреатами... А Андрей Маковеев еще даже не прошел допинг-контроль.
Его атаковали чешские телевизионщики, неожиданно вспомнившие русский язык во всем его величии и могуществе, мы, то есть репортеры из России, московские телефонные "террористы" в лице редакторов прямых выпусков спортивных новостей, сайты и сайтики, журналы и форумы. Маковеев не отказал никому. Все это время на пустых трибунах, оборудованных вместо сидений решетчатыми металлическими настилами, его ждали две российские пары с трехцветными флагами. Дождались, выцелили сквозь стекло пресс-центра, позвали на улицу, достали фотоаппарат... Хлоп, в последний момент допинг-офицер завернул Маковеева в свою комнату пыток.
Тогда-то и разнеслось над стадионом то самое "оле". Наши не отчаялись и не обиделись, просто пошли к выходу, запевая по дороге. Свой профит от Маковеева они получили чуть раньше, когда увидели его бег и стрельбу. Его победу.
Какие эмоции получил сам Маковеев, представить сложно. Вчера он выиграл первое в своей жизни золото в личных гонках на этапах Кубка мира. В 29 лет. В 98-м по счету старте. Нет, случались, конечно, серии и подлиннее, но у девушек: Светлана Ишмуратова, скажем, ждала золота 166 гонок. Но что это меняет в чувствах человека, гонявшегося всю жизнь за своей надеждой и нагнавшего ее наконец?!
Лишь дважды за все это время Маковеев стрелял на ноль в гонках с четырьмя рубежами. Первый раз — в прошлогоднем Ханты-Мансийске, когда стал седьмым в масс-старте. Второй — вчера, в Нове Место. "Не его это — длинные дистанции", — шептались перед стартом. А чьи тогда? Быстрых, но не идеально точных Фуркадов? Австрийцев, дружно проваливающих сезон? Бьорндалена, занявшего вчера с пятью промахами скандальное 46-е место и ждущего, вероятно, когда у него совсем сотрутся ноги?
Может, и не все длинные дистанции — маковеевские, но вчерашняя была точно его. Человека, который всегда был быстр, но не всегда точен. Спокойнейшего из людей вообще и спортсменов в частности. Молчуна с виду, хотя, допускаю, его просто редко спрашивали. Обладателя канатной толщины нервов и глубоко стабильной мимики.
— Как вы его тормошите? — спросил я старшего тренера мужской сборной Андрея Гербулова. — И надо ли вообще?
— Зачем его тормошить? Биатлонист должен быть спокойным. Сергей Чепиков всегда этим отличался и многого достиг.
— Но если раньше Маковеев стрелял неточно, а теперь стал попадать, значит, что-то в нем изменилось?
— Ложе винтовки поменял в прошлом году. Вдумчивее работает, опыт накопился.
— Рождественская гонка звезд, где Маковеев с Яной Романовой занял последнее место, как-то его подстегнула?
— Не думаю, что дело в ней. Он приехал из Гельзенкирхена немного расстроенный, но продолжил работать как всегда.
Все это Гербулов говорил мне уже после того, как исчез ненадолго с тренерской биржи. А случилось это, в свою очередь, сразу после четвертой маковеевской стрельбы. Куда побежал? Неужели на трассу, гнать и поддерживать? Все проще: курить. Это только у Маковеева нервы железные, а у тренеров, врачей, массажистов, слегка затрясших руками и ногами во время предфинишного маковеевского отрезка, — нет.
Вернувшись, Гербулов тут же ответил на чей-то звонок и, очевидно, на чье-то "поздравляю".
— Да ты что, рано еще!
Нет, не рано. Вот же он, Маковеев, — накатывает на финиш. "Везет" минуту Свендсену, полторы — Симону Фуркаду, две — Пайфферу... Отыгрывается за все 97 предыдущих своих "незолотых" гонок.
Наверное, именно это и называется в спорте — заслужил.
И он попал!
В четверг россиянин Андрей Маковеев выиграл индивидуальную гонку на 20 километров в рамках пятого этапа Кубка мира, проходящего в чешском Нове-Место.
Вечно вытянутые шеи и запах порохового патронного дымка — извечные приметы бытия на тренерской бирже. Если хочешь цифр с секундами — смотри в телевизор и компьютер. Если драйва, шума, зернистого фирна под ногами и крупно скадрированных биатлонных лиц — марш туда, к огневым рубежам и оптическим трубам.
Предстартовые ожидания выверены в десятках оценочных разговоров. "Кто сегодня "ввалит"?" — главный вопрос для всех, приехавших на этап. Ни о чем другом между гонками здесь, в Нове-Место, столь часто не говорят и не думают. Из наших, по большинству мнений, "ввалить" сегодня были должны Гараничев и Маковеев, а хорошо отстрелять — Волков и Лапшин. Фамилия Шипулина почему-то упоминалась реже, но лишь потому, кажется, что "вваливать" Антон может и должен всегда, а у других это получается по ситуации.
Чтобы ощущения от живого просмотра были еще острее, забастовала электроника. Накануне хандрили мониторы в пресс-центре, но их за ночь починили. Сегодня приболели два из трех стадионных табло, лишивших "уличных" людей последней привязки к биатлонной арифметики. Тренерам, впрочем, и без того было непросто: даже работающие табло скрывали от них абсолютно дурацкие деревянные заборы. Болельщики видят, остальные обойдутся — так что ли? Оттого и вытянутые шеи, и метания по тренерской бирже. Свендсен стреляет? Десять приставных шагов вправо. Фуркад? Снова туда, на фланг, откуда видно табло.
В довершении ко всему умер мой диктофон, тоже вообразивший себя электроникой. Пришлось освободить в головном сервере участок для впечатлений и заносить их туда, а не наговаривать, как обычно. Благо, заносить было что.
При весьма теплой погоде, растопившей сегодня многие чешские снега, в Нове-Место вчера совершенно не было ветра. Тем удивительнее итоги гонки: с нулем промахов четыре рубежа прошел единственный биатлонист. Но это был наш биатлонист, черт возьми!
Первая тренерская досада вырвалась на волю, едва на стрельбище пришел первый наш участник — Шипулин. Антон "махнул" два, потом подправил прицел и попал оставшиеся три, а заодно и еще пятнадцать на трех последующих рубежах. Он не выиграл бы даже если отработал столь же чисто, как победитель гонки. Но был бы вторым.
Евгений Гараничев на стрельбище и вообще в гонке — сама атака, воплощение стремительности и порыва. Сдвинутые брови, высочайшая резкость движений, человек-огонь. Если бы не три его промаха, он тоже не выиграл бы у победителя. Но стал бы третьим.
Пришла пора, кажется, назвать и самого победителя. Андрей Маковеев, пройдя дистанцию с десятой среди всех участников скоростью, очаровал прежде всего точностью. Он не выиграл бы, если бы промахнулся хоть раз. Но он не промахнулся!
— Все в руках Маковеева, — сказал главный тренер сборной Валерий Польховский перед последним рубежом то ли себе, то ли мне, то ли кому-то там, наверху. Бё и Бергман к тому моменту серьезно напортачили на своих вторых "стойках", так что с Польховским сложно было не согласиться.
— Остальные наши не вмешаются?
— Уже нет. Зато и не наши Маковеева не догонят, если попадет.
И он попал!
— Готовьте запасные палки по всей трассе на случай падения! — распорядился в рацию Польховский. Хотя и без палок, и с падением Маковеев свою долгожданную победу вряд ли бы отдал, каким бы лосями ни выглядели сегодня воспламенившие трассу Свендсен и Фуркад.
Евгений Дзичковский из Нове Место, Кубок мира
Дата: 13.01.2012
Источник: sport-express.ru
Почитать: все материалы