Битва за зрителя. Как биатлон на ТВ стал популярнее хоккея и футбола
Вы не поверите, но еще 10 лет назад ни один российский канал не показывал этапы Кубка мира по биатлону! Сейчас же этот вид спорта — самый популярный среди зимних и часто опережает даже футбол. «Советский спорт» выясняет, каким образом стреляющие лыжники феноменально взлетели на самую вершину телерейтингов.
БИАТЛОН. В ЧЕМ СЕКРЕТ ЕГО ПОБЕД
Первым в России телевизионным каналом, который купил права на показ Кубка мира, был «7ТВ». Случилось это в 2003 году. Тогдашний главный продюсер Владимир Кузнецов на свой страх и риск уговорил акционеров пойти на такой шаг. Через пару лет, когда биатлон стал одним из самых популярных на «Семерке» видов спорта, в дело вступил телеканал «Спорт» (ВГТРК), который перекупил права.
В Международном союзе биатлонистов (IBU) быстро поняли, что путь к сердцу спонсоров лежит через телевидение, и сделали все для того, чтобы этот вид спорта стал для каналов одним из самых желанных. Вот несколько пунктов, на которые сделали упор в IBU.
1. СТАБИЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Этапы Кубка мира проводятся в одних и тех же местах. Исключения делаются редко. В Рупольдинге, Контиолахти, Осло, Холменколлене давно сложилась отличная инфраструктура — для спортсменов, зрителей и, что не менее важно, телевизионщиков. Сроки проведения Кубка мира в IBU свято чтут — телевидение должно заранее внести их в свою сетку. Время гонок — как правило, это середина дня — удобно для показа. Зрителей у экранов уже много, и в то же время это еще не прайм-тайм, который каналы берегут для топовых фильмов, сериалов и шоу.
2. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Цифры и фамилии на экране телевизора помогают ориентироваться в том, что происходит на трассе. У кого сколько промахов, штрафных кругов, дополнительных патронов и кто, в конце концов, на каком месте в данный конкретный момент гонки.
3. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ
Масс-старт, гонка преследования — одни из самых интересных пунктов программы любого этапа. Однако когда они появились, специалисты называли их «суматошными и несправедливыми». Не сразу приняли и смешанную эстафету, а сейчас, когда ее показывают, болельщиков от телевизоров за уши не оттащишь.
Добавьте сюда высокую непредсказуемость биатлона — и вы получите зрелище, достойное вашего внимания. Умножим на тот факт, что данный вид спорта одинаково популярен как среди мужчин, так и среди женщин — и его невероятная популярность не будет казаться вам таким уж и чудом.
Все это постепенно привело к тому, что на данный момент две трети всей выручки IBU составляет доход от продажи телевизионных прав.
— Мы очень хорошо понимаем, что популярность нашего вида спорта серьезно завязана на телесмотрибельности, — говорит исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко. — Та же смешанная эстафета, более зрелищная и захватывающая для зрителя, чем индивидуальная гонка. Эстафета лоббировалась и была принята в олимпийскую семью в том числе и за счет своего телевизионного потенциала.
«А ФУТБОЛИСТАМ ПОБЕЖДАТЬ НАДО ЧАЩЕ!»
Первого марта в немецком Рупольдинге стартует чемпионат мира, и его будут показывать не только по «России 2». Половину гонок в прямом эфире продемонстрирует Первый канал.
— Мы очень довольны качеством картинки, которую получаем, — сказал «Советскому спорту» руководитель спортивной дирекции Первого канала Николай Малышев. — Над ней работают финны, никто лучше них биатлон не показывает. Еще бы россиян чаще брали в кадр, и вообще здорово было бы. Биатлон дает рейтинг, и ни один другой вид спорта сравниться с ним не может.
— А почему футбол и хоккей начинают проигрывать биатлону?
— Побеждать надо чаще! У нас рейтинг напрямую зависит от результатов.
Главный продюсер спортивного вещания ВГТРК (каналы «Россия», «Россия 2» и др.) Дмитрий Анисимов тоже доволен теми рейтингами, которые в этом сезоне дают трансляции Кубка мира.
— Все это заслуга IBU, — уверен он. — Союз ведет очень грамотную маркетинговую политику, и она приносит им все больше денег. Не соглашусь с вами в том, что биатлон уже стал безоговорочным лидером. Смотря с чем сравнивать. Если с матчами футбольного чемпионата мира, то их рейтинг, конечно, выше.
МИЛЛИАРД В ЕВРО
В Европе биатлон медленно, но верно идет в гору. Если сравнивать с 2003 годом, то общее количество зрителей за сезон выросло более чем в два раза — с 400 000 до 960 000 в сезоне-2010/11. Если динамика сохранится, то уже в этом сезоне общее число телезрителей перешагнет за миллиард (см. диаграмму 1).
И еще одна интересная тенденция — все чаще болельщики смотрят биатлон в Интернете, благо трансляции на сайте IBU качественные (см. диаграмму 2).
— Договор IBU с телевидением постоянно совершенствуется, — говорит Кущенко. — Например, предложено было сократить участников гонок, чтобы не ждать слишком долго церемонию награждения. Не так давно ввели красивые замедленные повторы, когда камера показывает вылетающую из затвора гильзу или идущего по трассе спортсмена. С биатлоном давно согласовывают свой календарь другие виды спорта, например, лыжи или прыжки с трамплина. Их организаторы сначала узнают расписание нашего Кубка мира и только потом верстают свое.
— Почему бы футболу или хоккею не улучшать свои трансляции?
— Лига чемпионов это делает. Когда финал был в Москве, его так здорово показывали, что я «Лужники» не узнал. А в чемпионате России картинка практически не меняется. Унылое зрелище, полупустые трибуны.
Дата: 09.02.2012
Источник: www.sovsport.ru
Почитать: все материалы