Капоэйра (Capoeira) – самое загадочное и в тоже время зрелищное боевое искусство. Нельзя дать капоэйре краткое определение: в ней мастерски переплетаются элементы танцев и игр, акробатики и искусства сражения. Все это происходит под сопровождение национальной музыки и пения, в нотках которого чувствуется непреодолимая жажда к свободе.
Существует несколько вариантов версий появления капоэйры. В соответствии с общепринятой, считается, что ее основателями были чернокожие рабы. Еще на рубеже 18 века португальцы доставляли партии рабов из Конго, Мозамбика и Анголы в Южную Америку. Жестокое и бесчеловечное обращение рабовладельцев заставило часть рабов убежать и скрыться в южноамериканских лесах. Там они основали вольные поселения, где со временем образовалась субкультура в результате слияния двух культур: африканской и индейской. В ней и зародилась капоэйра. А дальнейшее развитие связано с легендарным героическим Зумби, которого простой бразильский народ почитал бесстрашным символом сопротивления.
В 1888 г с отменой рабства на бразильской территории капоэйра превратилась в танцы с боевыми элементами, которые использовали уличные банды и политические группировки. В связи с этим бразильскими властями на практику капоэйры был наложен запрет. Но этому виду единоборства удалось пережить преследования в форме ритуального танца с искусно замаскированными элементами борьбы. Со временем стали открываться легальные школы, распространяя капоэйру как национальный вид спорта. Разные основатели школ вносили свои элементы в движения и разрабатывали новые стили: Ангола, Режионал, Контемпоранеа.
Боевое искусство стало стремительно распространяться на другие континенты. В странах Европы капоэйра появилась в середине прошлого столетия и ее основателем считается Martinho Fiuza, а немного позднее и в США стали открываться многочисленные школы боевого сражения. Основателем первой из них считается мастер капоэйры Jelon Vieira.
В России, а также странах СНГ к капоэйре интерес начал проявляться в конце прошлого века. Поводом тому послужил захватывающий сюжет фильма «Только сильнейшие», который пропагандировал распространение боевого искусства в массовую культуру. Отечественные мастера капоэйры постепенно набирались опыта, посещая многочисленные семинары в Европе, США и Бразилии.
Современный стиль капоэйры впитал в себя самые сильные стороны каждого из традиционных направлений. Он до последней минуты завораживает зрителей, поражая красотой стремительных ударов, повышенной рефлекторностью, скоростью и осознанностью каждого движения. Опытные участники единоборства характеризуются выносливостью и хитрой тактикой игры, соперники будто ведут друг с другом дружественный диалог, а не находятся в противостоянии.
Боевое искусство капоэйра от других видов единоборств отличается обилием акробатики, применением низких положений, ударов руками, ногами, сопровождающие эффектными бросковыми элементами и силовыми стойками. Это придает боевому сражению особую привлекательность и изящество.
Изучение капоэйры начинается с базовой техники, которая легла в основу многочисленных уклонов, перемещений, специфических движений. Внешне перемещения во время борьбы похожи на колебания маятника по трем точкам и кажутся довольно простыми. Но чтобы освоить их новичку потребуется несколько месяцев упорных тренировок. Только полностью освоив их, капоэрист становится для соперника абсолютно непредсказуемым: в этом состоит загадочность и таинственность искусства капоэйры.
Еще одной отличительной чертой капоэйры считаются многочисленные положения и движения вниз головой. Мастера единоборства признают, что чем ниже находишься к земле, тем надежнее защищен от соперника. Защитная техника предусматривает не блокирование ударов, а уклонение от них при стремительной смене позиций. Движения с акробатическими элементами настолько быстрые и изящные, что выглядят очень чарующе и зрелищно.
Красотой движений и эффектными элементами разных танцевальных направлений капоэйра все большее притягивает к себе женщин. Они осваивают технику не хуже мужчин, даже специфические упражнения на растяжку у них получаются намного быстрее, чем у сильной половины.
Некоторые имена женщин-капоэристок вошли в историю. Среди них Мария Фелипа де Оливейра, которая одержала победу в неравной схватке с 12-ю мужчинами. Популярность возростала, и появлялись новоиспеченные «звезды». Среди них легендарная Mestra Jararaca, завоевавшая легендарный титул Mestra в Capoeira Angola, Mestra Siomara, Mestra Renata, Mestra Vanda, Mestra Paulinha. Женщины начали по всему миру активно принимать участие в Родах, в их нежных руках по-новому зазвучал беримбау, а мужчины принялись тайно перенимать у них секреты мастерства.