До недавнего времени керлинг был мало кому знаком, а если о нем и говорили, то с большой долей иронии – мол, трут лед швабрами и пуляют какие-то камни. Однако то, что с каждым годом керлинг завоевывает все больше поклонников во всем мире, лишний раз доказывает, что это не только увлекательное зрелище, но и захватывающая игра для ее участников.
Сегодня керлинг стал спортом в полном понимании этого слова. По нему проходят Чемпионаты мира и Европы, керлинг входит в число Олимпийских видов спорта. Он быстро набирает популярность, играть в него становится модно и престижно.
Игра пришла к нам из Шотландии, в этой стране керлинг был известен уже в 16 веке, но распространение он получил лишь через два столетия, когда открылся первый Шотландский Клуб поклонников керлинга. Тогда же камни для игры стали стандартизироваться, закрепились размеры игровой площадки и усовершенствовались правила. В 19 веке игра покинула пределы Шотландии и начала завоевывать Новый Свет. Там правила игры стали официальными и с тех пор ни разу не менялись. Значительно позднее керлинг признали отдельным видом спорта. С 1975 года проводится ежегодный Чемпионат Европы. В 1998 году керлинг вошел в перечень Олимпийских игр по зимним видам спорта.
Но в чем же секрет популярности игры? Для начала нужно понять правила и тогда не будет возникать никаких вопросов.
Основные понятия
Керлинг проводится на прямоугольной ледовой площадке с цветной разметкой. С каждой стороны этой площадки нанесен «дом» - цветная мишень с радиальными кругами. Боковые линии находятся на расстоянии 4,75 м друг от друга, общая длина игровой площадки составляет немногим более 38 м. Центр «дома» называется tee, что в переводе с английского означает «метка для мяча» или «мишень».
Основной инвентарь для игры в керлинг состоит из:
- Игровых камней – по 8 шт. у каждой команды;
- Щетки для льда или метелки – каждому игроку по одной штуке;
- Специальных ботинок – правый ботинок (опорный) имеет нескользкую подошву, а левый, наоборот, сделан так, чтобы нога могла максимально скользить по льду. Ботинки очень теплые, благодаря внутреннему войлочному утеплителю.
От боковых линий проходят три параллельных линии, которые делят центр мишени на несколько зон. Это важно, когда происходит подсчет преимуществ команды по расположению камней в конце каждой части игры. Через середину игрового поля, точно через все центры мишени, проходит центральная линия, которая делит пополам площадку.
С каждой стороны от игрового поля на расстоянии 3,6 м от центра мишени располагается линия колодок – по паре колодок с каждой стороны площадки. Это место упора ноги для игрока, подающего камень.
Перед каждой игрой судья делает точные замеры основных расстояний элементов разметки, если размеры не были соблюдены и судьи до начала игры не были об этом предупреждены, команда может быть дисквалифицирована.
Суть игры
Игровой камень сделан из гранита, он имеет строгие параметры по весу и окружности, к нему сверху крепится ручка, чтобы игроки могли за нее браться при запуске камня. В некоторых случаях камни могут разбиваться, и тогда их заменяют новыми. Новый камень ставят на место самого дальнего из самых крупных осколков разбившегося камня.
Команда состоит из четырех игроков основного состава, количество запасных игроков регламентируется либо видом соревнований, либо по согласованию команд-участниц. В случае форс-мажора соревнования могут проводиться и при наличии трех игроков с каждой стороны.
Каждая часть игры называется эндом, всего в течение одной игры проходит 10 эндов. По окончании каждой части команда получает определенное количество очков, в зависимости от расположения камней на игровом поле. Если количество очков у обеих команд равное, проводится дополнительный тайм и так до тех пор, пока счет не перейдет в пользу одной из команд. Кроме того, на всю игру из 10 эндов отводится 75 минут «чистого» времени, если команда в эти рамки не укладывается, ей засчитывается поражение.
В течение одного энда разыгрывается 16 камней - по 8 от каждой команды. Право первого броска определяется с помощью жребия. В дальнейшем, энд начинает команда с большим преимуществом по очкам. Главная цель – как можно больше камней направить в сторону «дома» и расположить их как можно ближе к центральной точке. Чем больше камней одной команды сгруппировалось возле центра мишени, тем лучше – больше очков наберет команда. По правилам игры не запрещено выбивать камни соперника из «дома». Камни, которые не достигли «дома» выбывают из игры.
С помощью керлинговых щеток игроки могут корректировать траекторию камня, но если щетка коснулась игрового камня, он выбывает из игры. В натирании (свиппинге) ледовой поверхности могут участвовать все игроки команды до определенной линии, а после ее пересечения свиппинг может выполнять только капитан.
Главная роль капитана команды – давать задания своим игрокам, в каком направлении делать бросок, ведь только он имеет право находиться в центре «дома» и ему лучше всего видно расположение снарядов на игровом поле.
Для броска игрок упирается ногой в колодку, расположенную в конце игрового поля и выпускает камень в направлении мишени, при этом он может второй, не опорной ногой, скользить по льду, не препятствуя, но и не помогая движению камня. В некоторых случаях на выполнение задания игроками судья может выделять определенный лимит времени, если игрок за это время не укладывается, розыгрыш камня не засчитывается.
Как видите, это достаточно сложная и увлекательная игра, требующая от спортсменов меткости, силы и настойчивости в достижении результата. Истинные керлеры всегда ведут честную игру и руководствуются этим принципом не только на льду, но и в повседневной жизни.